История создания и отличительные особенности моделей «Промтрактор»



     Идейным вдохновителем и организатором направления по созданию масштабных моделей стал генеральный директор ОАО "НИИ АТТ" Бондарь В.Н., техническим руководителем – заведующий лабораторией материалов Федоров В. В.
     Серийный выпуск масштабных моделей начался в 1995 году с поступления от Челябинского тракторного завода заказа на сувенирно-коллекционную модель бульдозерно-рыхлительного агрегата на базе трактора Т-10. В сжатые сроки конструкторами Захаровой Л. В., Хлобыстовой Л. И. и Хилютой Л. П. были разработаны чертежи модели и оснастки (около 20-ти пресс-форм) для ее изготовления. Модель Б10.02ЕН (1:43) отличалась высоким уровнем проработки отдельных элементов и пластмассовой гусеницей, собираемой из отдельных траков. Основные детали: отвал, днище, рыхлитель, штоки гидроцилиндров – изготовлены из цинкового сплава ЦАМ-4-1, остальные из ударопрочного полистирола и полиэтилена методом литья под давлением.
     Специализированное производство было организовано на базе опытно-экспериментального участка переработки пластмасс. В его создании участвовали специалисты лаборатории материалов: Федоров В. В., Винницкая Л. П., Саблукова В. А., Тимофеев В. А. и др.
     В дальнейшем на основе имеющейся модели был разработан и изготовлен ряд представительских моделей тракторов ЧТЗ и освоено их мелкосерийное производство. Наибольший интерес представляют модели трубоукладчиков грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, фронтального погрузчика на базе трактора Т-10 с задним расположением двигателя.
     Накопленный опыт позволил разработать и с 2000 года организовать серийное производство масштабной (1:43) модели автомобиля высокой проходимости «Урал-532301». Модель имеет 4 ведущих моста, 4 балансирные рессоры, раздаточную коробку, 7 карданных валов и лебедку и выпускается в различной цветовой гамме: песочно-оранжевой, сине-серой и хаки.
     В 2001 году для Челябинского завода дорожно-строительных машин была разработана и изготовлена опытная партия масштабной (1:43) модели автогрейдера полутяжелого класса А 120. В 2003 году изготовлена мелкосерийная установочная партия моделей автогрейдера А 120-01 с дополнительным рыхлительным оборудованием.
     В 2002 году освоено серийное производство масштабной (1:43) модели тяжелого комбинированного виброкатка ВК 24, который предназначен для уплотнения грунта при строительстве дорог. В конструкции виброкатка используются основные базовые элементы, а также значительное количество узлов и деталей трактора Т-10.
     В 2003 году была выпущена мелкосерийная партия моделей бульдозерно-рыхлительного агрегата ДЭТ-320, который является модернизированным вариантом трактора ДЭТ-350.
     В эти годы мы постоянно работали над повышением потребительских свойств и качества выпускаемых моделей:
     - введено дополнительное лакокрасочное покрытие пластмассовых деталей и гальваническое покрытие крепежных элементов;
     - завершен переход на изготовление моделей тракторов с металлическими тележкой и защитой;
     - велась подготовка производства цельнолитой гусеницы из пластиката ПВХ.
     Наряду с прямым отвалом стали выпускаться модели тракторов с полусферическим отвалом. В 2003 году главный конвейер «ЧТЗ-Уралтрак» перешел на выпуск бульдозеров с длинноходовыми гидроцилиндрами, что нашло отражение в моделях.
     В дальнейшем обозначился спрос на модели более крупного масштаба. Это позволяет более детально прорабатывать отдельные узлы и элементы, повысить точность и выставочную ценность моделей. В частности, в 2002 году для приемной генерального директора и отдела рекламы «ЧТЗ-Уралтрак», были изготовлены в масштабе 1:20 модели бульдозерно-рыхлительного агрегата Б10.02ЕН и трубоукладчика ТР20.01.01. В 2003 году к 70-летию ЧТЗ для отдела рекламы и заводского музея были дополнительно выпущены выставочно-представительские модели бульдозерно-рыхлительного агрегата Б10М.0010ЕН, болотоходного трактора Б10Б.0021В4 и виброкатка ВК-18 также в масштабе 1:20. Все эти модели можно увидеть на выставках и презентациях «ЧТЗ-Уралтрак». Модели в этом масштабе привлекают потенциальных покупателей и позволяют наиболее полно отразить достоинства инженерных машин.
     В 2003 году по заказу «ЧТЗ-Уралтрак» институт разрабатывает и изготавливает выставочно-представительские модели спецдвигателей в масштабе 1:5. Этот масштаб позволяет наиболее полно отразить конструкцию двигателя, его компоновку и принцип работы. Относительно небольшие размеры и вес моделей позволяют использовать их при организации передвижных выставок. Полный комплект этих моделей показывается на международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Russian Expo Arms», проходящей ежегодно в Нижнем Тагиле.
     Модели спецдвигателей выполнены полностью из металла, с использованием литья из цветных сплавов в формы упрощенного типа из высокопрочной гипсовой смеси. В окончательном виде модель устанавливается на шарнирной стойке на постамент, выполненный из мрамора, лемизита или другого природного камня, подчеркивая богатство и мощь России.
     В создание семейства выставочно-представительских моделей строительно-дорожной техники и спецдвигателей внесли большой вклад Захарова Л. В., Назмуханов Р. Р., Воронин П. М., Хмиль И. И., Иванова Л. Г., Тимофеев В. А., Макаров Ю. А., Ульянов М. А. и др.
     В 2004–2005 гг. институт освоил выпуск мелкосерийных партий следующих моделей:
     1. Фронтальный погрузчик П4.04.01 (на базе трактора Т-10 классической компоновки);
     2. Бульдозер с тяговой лебедкой Б10.43В2Л;
     3. Трактор Б10.43-15ЕР (в тропическом исполнении);
     4. Трактор Б10.43-15В2Л (в тропическом исполнении);
     5. Колесный бульдозер БК-1;
     6. Колесный погрузчик ПК-5.
     С 2006 г. «Автомобильный завод «Урал» кроме внедорожников начинает выпускать целое семейство дорожных автомобилей, включающее в себя полную гамму модификаций с колесными формулами 4×2, 6×4, 8×4, обеспечивающих выполнение любой транспортной задачи на дорогах. Между заводом и институтом достигнуто соглашение о создании масштабных моделей данной серии. В 2007 г. нами были разработаны рабочие чертежи и изготовлены опытные образцы модели автомобиля-самосвала-63685 (6×4). Модель выполнена в масштабе 1:43 в двух вариант: с обычной кабиной и с увеличенной кабиной со спальным местом и шторой.
     В 2007–2008 гг. по заказу ООО «Златоустовский экскаваторный завод» разработаны и изготовлены выставочные модели экскаваторов в масштабе 1:20, а именно:
     1. Экскаватор-бульдозер ЭО 2621 В3 на базе трактора МТЗ-80;
     2. Экскаватор-погрузчик ЭО 2626 на базе трактора МТЗ-80;
     3. Экскаватор-бульдозер ЭО 2621 В3 на базе трактора МТЗ-82;
     4. Экскаватор-погрузчик ЭО 2626 на базе трактора МТЗ-82.
     Кинематика навесного оборудования данных моделей полностью соответствует оригиналу.
     В 2008 и 2009 гг. выпущены мелкосерийные партии выставочно-представительских моделей (1:43) автопоездов в составе:
     - седельного тягача «Урал-542301» (8×8);
     - автомобильного полуприцепа САВ 93182-0000031 (28,5 т);
     - бульдозерно-рыхлительного агрегата Б10М.0010ЕН.
     Данная модель одновременно отражает продукцию таких машиностроительных предприятий Южного Урала, как ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ООО «Спецавто-Восток».
     С 2004 г. начались совместные работы с ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) по созданию масштабных моделей бронетанковой техники. В течение года была разработана модель танка Т-90С в масштабе 1:35 и чертежи оснастки для ее изготовления. В итоге после широкомасштабной конструкторско-технологической подготовки с 2009 г. началось серийное производство данной модели.
     Конструкция модели обеспечивает подвижность шасси, башни и пушки. Корпус и башня выполнены из цинкового сплава, детали ходовой системы из ударопрочного полистирола. Крюки, фары, приборы, пулемет изготовлены из полиэтилена высокого давления. Гусеница цельнолитая из пластиката ПВХ. Окрас модели «камуфляж» соответствует схеме окраски танка.
     Модель танка Т-90С выпускается в двух вариантах:
     - сувенирно-коллекционная в упаковочной коробке из микрогофрокартона с прозрачным окошком, символикой и логотипом Уралвагонзавода, основными тактико-техническими характеристиками;
     - выставочно-представительская на постаменте из природного камня (черного гранита) с триколором РФ и фирменными наклейками.
     В разработке модели танка и отработке технологии принимали участие Федоров В. В., Захарова Л. В., Архипов И. В., Иванова Л. Г. и др.
     С 2010 года начат выпуск модели тракторов ДЭТ-400, а с 2011 – бульдозеров Б11, их высокое качество – заслуга Потапова Е. С. и Шалагина А. С.
     С 2014 года модели тракторов и другой строительно-дорожной техники устанавливаются на новые постаменты из черного акрила. Кроме того, ряд моделей по желанию заказчика поставляется в прозрачных боксах, выполненных методом лазерной резки.
     В 2015 году появились такие новые модели, как бульдозер с тяговой лебёдкой Б10М.43Е2Л и болотоходный бульдозер с маятниковым прицепным устройством Б10МБ.0020-1. Кроме того, освоено литьё стрел для моделей трубоукладчиков из цветного сплава со стальной арматурой.
     С 2016 года модели трубоукладчиков ТР12 выпускаются с более детальной проработкой противовесов, выполненных лазерной резкой.
     С 2017 года модель бульдозера Б11 изготавливается по новой технологии, что позволило снизить трудоемкость и повысить качество модели.
     Для моделистов, которые любят делать модели своими руками, с 2017 г. выпускаются сборные модели тракторов и трубоукладчиков (КИТы).
     Кроме того, по многочисленным просьбам коллекционеров расширена номенклатура цельных и сборных гусениц, в частности для моделей тракторов С-65, Т-4А, Т-100, Т-100М, Т-130.
     В 2018 г. осуществлен переход от ручной работы к мелкосерийному производству моделей тракторов ДЭТ-350, ДЭТ-320 и ДЭТ-400.